301440 Тульская область,
г.Одоев, ул. К.Маркса, д. 35-а
Тел/факс: (8-487-36)4-16-81
E-mail: museum.odoev@tularegion.org
МБУК "Одоев-город музей" сообщает, что в ходе сверки наличия музейной коллекции "Нумизматика" имеются неутонченные сведения по наградам и орденам.
Просим всех, кто ранее сдавал медали и ордена периода Великой Отечественной Войны, прийти по адресу: п.Одоев, ул. К.Маркса, д. 35А (краеведческий музей) для уточнения сведений. При себе иметь документы на награды (если имеются) и документы, удостоверяющие личность.
31 августа отмечается День свахи. К возможности самостоятельно выбрать себе пару на всю оставшуюся жизнь (или хотя бы на несколько лет) люди пришли не сразу. С древних времен и до начала XX века нередко практиковались «сговорные свадьбы», когда родители совсем маленьких детей заранее договаривались, что их отпрыски поженятся. Сговор этот отменить было нельзя, что, конечно, разрушило немало судеб. Гораздо более гуманной была традиция устраивать брак с помощью свахи, которая старалась подыскать своим подопечным как можно более подходящую пару.
Стать свахой могла не каждая. Во-первых, женщина должна быть в возрасте и иметь благополучную семью, то есть знать толк в семейных отношениях. Во-вторых, она должна была обладать фантастическими коммуникационными навыками, быть бойкой, веселой, острой на язык и, что немаловажно, знать все брачные традиции. Почему прибегали к услугам свахи? Считалось неприличным как для жениха, так и для невесты хвалить себя и предлагать в качестве суженого (суженой). Сваха выступала своего рода переговорщиком, причем обходила все семьи, где были дети на выданье, и выясняла, каковы брачные перспективы у каждой из семей: богат ли дом, какое приданое готовы дать за девушкой, каковы требования к жениху или невесте.
Для удачного завершения задуманного соблюдали различные приметы. Например, сватовство никогда не устраивали в постные дни – среду и пятницу, а также 13-го числа.
Традиции сватовства на Руси
Чаще всего «заказчиками» услуг свахи были родители жениха. Отправляясь на разведку в семью потенциальной невесты, некоторые свахи связывали поясом ножки стула, чтобы «свадьба связалась». Сесть сваха старалась ногами к входной двери, чтобы невеста поскорее вышла замуж и покинула отчий дом.
Начинать разговор со свадебной темы было не принято. Сваха непременно должна была обсудить с семейством потенциальной невесты последние новости, погоду, урожай. И только потом, осторожно, переходить к основной цели визита. Чтобы не сглазить, разговор о свадьбе велся иносказательно: «а есть ли у вас телушка, чтобы нам отдать», «не к вам ли забежала козочка, которую мы ищем?», «у вас товар – у нас купец», «нет ли у вас замочка, к которому подойдет наш ключик?» и тому подобное.
После проведения необходимой ритуальной беседы, убедившись, что родители не против сватовства и невеста подходит под критерии, сваха должна была досконально выяснить, каково материальное положение семейства, какое приданое дадут за девушкой... В то же время сваха на все лады расхваливала жениха и его семью, давая понять, что подобрала отличную партию. Затем тот же ритуал повторялся в доме жениха, где ему рассказывали о многочисленных достоинствах невесты, ее красоте, трудолюбии, скромности и покладистом характере.
При этом не стоит думать, что сваха стремилась разговорами и уговорами свести любую пару. Во-первых, уже на начальном этапе нужно было «отсеять» негодных кандидатов, чтобы не потратить недели (или даже месяцы) на бессмысленные переговоры и уговоры. Во-вторых, платили свахе только за состоявшуюся свадьбу, а если пара была действительно довольна друг другом, свахе полагалось подарить дорогую шаль. По количеству шалей судили о мастерстве свахи.
После того, как состоялся сговор, сваха не уходила «со сцены» и зачастую «вела» невесту до самого дня свадьбы и участвовала в предсвадебных ритуалах.
Свадебный обряд, бытовавший в сёлах верхнеокской части тульского региона вплоть до последних десятилетий XX века. К началу XXI столетия в полной своей версии он уже не осуществлялся.
Нижеследующее описание местной свадьбы осуществлено на основе данных, полученных в селе Стояново Одоевского района Тульской области, с привлечением материалов из других сёл верхнеокской части Тульского региона, принадлежащих к той же традиции.
Начальным этапом свадебного обряда выступает сватовство. Свататься шли родственники жениха, обычно во второй половине дня, как правило, брали с собой специальную сваху", способную выторговать побольше приданого. В роли свахи могла выступать как родственница, так и «чужая» женщина, известная на селе своими способностями к торгу и сватовству. Родственники невесты (сама невеста в этот момент отсутствовала) впускали пришедших в дом, сажали за стол, обсуждали возможность (или невозможность) брака, сроки свадьбы, материальные вложения сторон, приданое и т.п. Согласия невесты спрашивали не всегда, но, в случае положительного решения родителей, её приглашали выйти к сватам. Если жених на сватовстве не присутствовал, то его тоже звали позднее — тогда же, когда и невесту. В некоторых сёлах невеста выражала согласие выйти замуж, насыпая орехи в карман жениха. Посторонние люди на сватовство не допускались, но, зная о предстоящем событии заранее, могли подслушивать под окнами дома.
После сватовства начинались взаимные хождения представителей двух семей в гости друг к другу. Крупным событием являлся запой (Стояново) или пропой, пропой невесты, организуемый примерно через две недели после сватовства. В некоторых случаях он совмещался со сватовством и проходил в тот же вечер.
С ответным визитом представители семьи невесты ехали к жениху колышки смотреть или окошки мерить. Здесь уточнялось приданое (количество занавесок на окна и их размер, количество рушников и пр.), обсуждались различные бытовые нюансы. Визит сопровождался застольем, но невеста на нём не присутствовала. Подобным же образом в дом невесты ездили родственники жениха на поглядки (двор
глядеть).
Непосредственно перед свадьбой* в домах невесты и жениха пекли
свадебные караваи. В Стоянове на каравай жениха прикрепляли сделанные из теста фигурки двух птичек, высотой около 10 см. Оба каравая ставились на стол — соответственно, в доме невесты (до венца) и в доме жениха (после венца). Утром в день венчанья" невесту наряжали в печальное, подруги (иногда — брат) расплетали ей косу, закрывали лицо миткалём, после чего мать, а за ней — отец (в некоторых сёлах — все другие присутствующие родственники, включая не очень маленьких детей) благословляли невесту. Благословение проходило следующим образом. Расстилали шубу мехом вверх, мать брала в руки икону, накрытую полотенцем, отец держал хлеб и начинали благословлять. Невеста опускалась на колени на шубу, мать крестила её иконой (водила над головой дочери), невеста поднималась с колен, целовала икону, затем мать, затем хлеб. Действие повторялось трижды, во время обословения невеста и мать причитывали. После этого икону брали отец, крёстная, крёстный и т.д.., и все действия повторялись. Примерно в то же время и подобным же образом (но без причитываний) благословляли жениха его родители. Непосредственно перед благословением сваха причесывала жениха и мазала ему кудри маслом.
Перед отъездом к венцу родители невесты благословляли молодых (той же иконой, что и невесту утром).
К венцу из дома невесты отправлялось несколько повозок. На первой повозке везли икону жениха, на второй —икону невесты, на
третьей ехал жених с дружком, на четвёртой и далее — родственники жениха, затем — невеста, и, следом за ней — её родственники. Часть
родственников невесты оставалась в доме и готовила к отправке приданое — постель везти. По другой версии, к венцу ехали два свадебных поезда — жениха и невесты отдельно - каждый со своей иконой
впереди и со своим «главой семьи» (мужчиной, занимающим самое
высокое социальное положение в каждой из семей). Непосредственно перед отъездом молодых осыпали хмелем. В разных сёлах осыпание осуществлялось по-разному: группу отъезжающих дружок обходил с иконой, в то время как сваха бросала на них овсяные зёрна. Аналогично могли обходить повозку, зёрна могли бросать под ноги молодой паре, идущей через двор, или под колёса выезжающей со двора повозки. На повозке невеста могла причитать. При осыпании выезжающей повозки бросающие мужчина и женщина должны были стоять у ворот, возле вереи. В селе Стояново осыпали каждого, выходящего к повозкам, и затем — на выезде из ворот. У одного из осыпающих в руках обязательно должен быть хлеб (круглый каравай).
С момента благословения и до конца первого обеда (после венчального застолья в доме жениха) лицо невесты оставалось закрытым. После венчания в сторожке возле церкви жениховы свахи заплетали невесте две косы, надевали повойник и повязывали платок. Косы укладывали либо сзади (у вольных крестьян), либо по разные стороны головы — рога делали (у крепостных крестьян). Сверху невесту опять накрывали миткалём или шалью. После венчанья, при отъезде в дом жениха, иконы жениха и невесты везли впереди свадебного поезда на одной повозке, следом ехали жених и невеста также на одной повозке. Жители села могли неоднократно перегораживать им дорогу (верёвкой с лентами, цветной бумагой и т.п.), требуя выкупа. По приезде молодых в дом жениха их встречали его родители на пороге с иконой, хлебом и солью (обычай, практикуемый в настоящее время), благословляли — снова расстилали шубу и т.д. Постель к жениху могли и везти на повозке (всё приданое или только сундук), и нести на руках (собственно постель: перину, подушки и пр.). Мать невесты обязательно брала с собой курицу, которая должна была быть чёрной или рябой (только не белой); ей связывали ноги, украшали лентами. Впоследствии мать отдавала курицу свекрови, а та развязывала её и выпускала под печь в своём доме.
Знаком окончания застолья служила гречневая каша (в некоторых сёлах — гороховая); её называли каша-разгонка и подавали к столу, желая показать гостям, что пора расходиться по домам. Отправление молодых спать (в конце второго обеда) сопровождалось определёнными ритуальными действиями. Постель молодым принято было стелить вне дома, в одной из хозяйственных построек во дворе: это могли быть клеть, шинник (сенник). Сватовъя ходили греть постель, ложились на неё и не подпускали молодых, требуя выкупа. Очевидно, разграничение свадебного пира на первый и второй
стол связано с изменением статуса невесты по отношению к обеим семьям. В первом случае она уже не является нормативным членом своей прежней семьи, но ещё «не принадлежит» к семье жениха, находясь в особом, «пограничном» состоянии (о чём свидетельствует, в частности, её одежда, отличная от окружающих). Отправление молодых
спать «включает» её в новый социум в качестве замужней женщины, после чего в изменившей свой состав семье происходит перераспределение социальных ролей, жизненной доли (семантика деления каравая).
В свахе, наверное, был смысл. Родители дали жизнь детям, обеспечили их благополучие. Нужны ли сегодня свахи? Да, может быть и нужны... В первую очередь нужны тем, кто испытывает трудности в общении. Или тем, кто очень занят, и у них нет времени на то, чтобы куда-то пойти, где можно было бы познакомиться. В любом случае наличие свах никому не помешало бы. А обращаться к ним или нет — это уж пусть каждый решает.
Главное ведь — чтобы, живя-поживая, супруги добра наживали!
на базе Одоевской средней школы был открыт новый интернат на 75 человек. Подробнее...
2 сентября 2001 г.
Умер в п. Одоев Успенский Евгений Владимирович – краевед, Всю свою жизнь посвятил школе, а с 1956 года возглавил районный отдел образования. Написал книгу «История Одоева от древних времен до современности». Подробнее...
8 сентября 0 г.
Родился И.Г.Прохорятов полный кавалер орденов Славы Подробнее...
15 сентября 1918 г.
Первый уездный съезд комитетов бедноты Подробнее...
20 сентября 1983 г.
Открылась новая школа в д.Ботвиньево. Подробнее...
21 сентября 1911 г.
Годы жизни Александры Гавриловны Карповой, мастерицы филимоновской игрушки, заслуженного художника РСФСР, уроженки д.Филимоново Одоевского р-на Подробнее...
22 сентября 1968 г.
В ОСШ проходит 1 школьный туристский слет Подробнее...
в мае 1974 г.
50 лет назад, состоялось открытие обелиска погибшим войнам в с. Стояново Одоевского района
06.07.1939 г.
85 лет назад состоялось открытие Одоевского пионерского лагеря «Орлёнок» в с. Н-Жупань, в котором отдыхали 30 пионеров-отличников учебы
в июле 1929 г.
95 лет назад в составе Московской области был образован Тульский округ, куда входил и Одоевский район.
16.07.1794 г.
230 лет назад, родился А.М. Исленьев – дедушка Софьи Андреевны Толстой, супруги Л.Н. Толстого
24.07.1974 г.
50 лет назад открыто движение автобусов по новому межобластному маршруту «Одоев-Москва». Маршрут обслуживался комфортабельными автобусами «Икарус – 250» с откидными сиденьями. Длительность в пути составляла 6 часов 30 минут
29.07.1919 г.
105 лет назад родился местный поэт, один из основателей литературного объединения «Родник» Василий Емельянович Федоткин
01.08.1939 г.
85 лет назад, открылась Всесоюзная С\Х выставка. Право участвовать в ней завоевали лучшие трактористы Одоевской МТС: Щукин А.Е., Курятов С.А., Толоконников Т.И., Курятов И.В., Илюхин А.И., Буров С.А. и Елисеев А.А.
10.08.1989 г.
35 лет назад, в Одоеве открылась творческо-производственная мастерская «Филимоновская игрушка»
в 1964
60 лет назад, в районном Доме культуры открылся планетарий
в 1959 году
65 лет назад, была открыта воздушная линия Тула-Одоев, которую обслуживал пассажирский самолет АН-2, делавший 2 рейса в день. Продолжительность полёта составляла 25 минут
23.09.1944 г.
80 лет назад, Указом Президиума Верховного Совета СССР нашему земляку Сергею Дмитриевичу Ефимову было присвоено звание «Герой Советского Союза»
26.09.1944 г.
80 лет назад Указом Президиума Верховного Совета СССР Виноградову Алексею Дмитриевичу присвоено звание «Герой Советского Союза»
в октябре 1974 года
50 лет назад, был создан Одоевский народный хор
25 ноября 1789 г.
235 лет назад, родился Фёдор Яковлевич Миркович (1789—1866) — участник войны 1812 года, герой Бородинской битвы и заграничных походов, генерал от инфантерии, Гродненский, Минский и Белостокский генерал-губернатор, Виленский военный губернатор, сенатор, родной брат А.Я. Мирковича
Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше?
Ждём ваших предложений